Семинар по вопросам природоохранного законодательства прошел в Западно-Байкальской межрайонной прокуратуре


29.05.2013

На базе Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры состоялся учебно-методологический семинар по теме «Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов». С докладами выступили представители контрольно-надзорных органов, чья деятельность связана с вопросами охраны природы.

Управление Росприроднадзора по Иркутской области представил Ю.М. Крашенинников, заместитель руководителя Управления. Он выступил с докладом «Осуществление контрольных и надзорных функций в отношении природопользователей, осуществляющих деятельность в водоохранных зонах водных объектов».

В докладе были рассмотрены вопросы осуществления хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон, отмечено, что госконтроль за использованием и охраной водных объектов подразделяется на федеральный и региональный. Причем разделяется в зависимости не от объектов контроля, расположенных в данных водоохранных зонах, а от местоположения и протяженности самих водных объектов. В частности к федеральному контролю относятся водные объекты, протекающие в границах двух и более субъектов РФ или в границах ООПТ. Таких водных объектов в области не много, чуть более 50. За режимом использования водоохранных зон иных водных объектов (их насчитывается около 60 000) надзирает региональная Служба по охране природы и озера Байкал.

Среди основных проблем применения существующего законодательства на практике Юрий Михайлович отметил следующее: «Водным Кодексом определены нормативы ширины водоохранной зоны, и для каждого водного объекта они должны устанавливаться индивидуально. К сожалению, в нашей области ничего этого не сделано и как результат с правовой точки зрения ни один водный объект на сегодня не имеет законодательно установленной водоохранной зоны. Более того, ни один водный объект на сегодня не имеет установленной границы береговой черты. Черты, от которой исчисляется водоохранная зона». Докладчик подчеркнул, что отсутствие правовых границ водных объектов приводит к негативным последствиям как в части правообладания земельными участками, так и в экологической части.

Отсутствие четко определенных установленных границ береговой черты приводит к спорам по поводу отнесении земель к государственной или муниципальной собственности, к незаконному предоставлению 20—метровой полосы земли общего пользования вдоль береговой линии в частную собственность. Вопрос установления 20-метровых границ береговой полосы и обеспечения прав граждан на пользование этой полосой докладчик отметил как требующий особого внимания.